Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Структура / Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа / Мероприятия отдела / Древние некрополи / Яценко С.А. Возможности анализа планиграфии малых сарматских некрополей

Яценко С.А. Возможности анализа планиграфии малых сарматских некрополей

 

 

Яценко С.А.

Москва, Российский государственный гуманитарный университет

 

Возможности анализа планиграфии малых сарматских некрополей

 

Малые некрополи (до 10-15 курганов одной культуры или ее конкретной фазы, чаще всего – в составе разновременных могильников), представляют не меньший интерес для изучения восприятия социального и сакрального пространства кладбища небольшими коллективами, чем кладбища крупных и средних размеров (ср.: Яценко, 2016а; 2016 б; 2016в). Для анализа сарматского общества малые некрополи имеют принципиальное значение, т.к. именно они составляют подавляющее большинство сарматских кладбищ, являют собой типичную их картину. Они соседствовали с местами сезонных стоянок небольших кочевых коллективов – групп из нескольких (чаще всего родственных) семей, ставивших свои жилища у общего родника или небольшого озера, переправы или подножья высокого края речной террасы.

Судя по ничтожно малому для нескольких поколений числу погребенных в них, такой чести удостаивались далеко не все члены этого малого коллектива (в том числе – лишь часть взрослых мужчин). Критерии отбора умерших для погребения в таком могильнике сегодня во многом неясны. Но часто «предельная наполняемость» малых некрополей определялась, например, благопожелательным, священным числом курганов или помещенных в них умерших: 3, 5, 7, 10, 12. Если для распаханных и разрушенных строителями курганных кладбищ европейских степей это в конкретных случаях может вызвать сомнения, то это ясно видно по неплохо документированным и хорошо сохранившимся на местности (из-за низкой современной хозяйственной активности, каменной наброски насыпи и обычно скудной растительности) малым некрополям кочевников античной эпохи Южного Казахстана (Свод, 1994; Свод, 2002). Очень хорошо прослеживается в южноказахстанских материалах и характер курганных цепочек и сопровождающих их поминальных конструкций. Материалы Южного Казахстана ценны и тем, что с ним и соседними территориями сегодня во многом связывают оформление средне- и позднесарматской культур (однако при этом часто надо делать поправку на горный и предгорный характер местностей и пустынный облик пастбищ у ряда некрополей).

Здесь рассматриваются 10 могильников короткого времени накопления, в рамках только какой-либо одной из сарматских культур (среднесарматской рубежа н.э. – сер. II вв. н.э. и позднесарматской сер. II – кон. IV вв. н.э. [в основном – ее ранней фазы до сер. III в.]), раскопанные компактным большим участком или практически полностью. Условные обозначения к аналитическим чертежам1 здесь унифицированы и имеют единую нумерацию2.

Рис. 1. Сарматская часть некрополя Царский на северной окраине древнего Танаиса (Ростовская обл.), I – сер. II вв. н.э.

Обычно малые некрополи вытянуты в цепочку на водоразделе между балками, вдоль края речной террасы или вдоль холмов у небольшого озера (нестройную цепочку образовывали лишь курганы в Васильевке), и они чаще своеобразно вписаны в более ранние могильники эпохи бронзы и скифской (только сарматские и, при этом лишь одной позднесарматской культуры, ее раннего этапа – Кичкинский I (рис. 6), Хаджидер II (рис. 9); могилы II-III вв. у Виловатого дополнили уже существовавший ранне- и среднесарматский некрополи (рис. 7: к. 1, 4, 17, 18)). По отношению к более ранним курганным цепочкам отмечено поперечное размещение сарматских определенного этапа (Никольское (рис. 4), Кубей (рис. 10)); на краю их (Скосырская (рис. 3), Царский (рис. 1), Васильевка (рис. 8)); равномерно среди основной цепочки (Валовый I (рис. 5), Белолесье-Михайловка (рис. 2)).

Рис. 2. Сарматская часть некрополя у сел Белолесье-Михайловка, у р. Сарата (Одесская обл.), I – сер. II вв. н.э.

Иногда единая цепочка некрополя разбита на две неравные по числу группы курганов из 2-5 и 4-8 курганов вдоль высокого плато (Белолесье), края надпойменной террасы (Виловатое) или на мысу, на стыке двух балок (Царский). Такое деление не случайно и отражает внутреннюю двоичную микроструктуру коллектива (судя по наличному материалу, не связанную напрямую со знатностью или богатством одной из двух групп умерших). Мною специально выбраны для сопоставления могильники малых сообществ с очень разными материальными ресурсами и политическим влиянием (от крайне редких для сарматов полностью аристократических некрополей Царский и Валовый I в непосредственной близости от г. Танаис (Яценко, 2016г) и, вероятно, Никольское в низовьях Волги) до бедных периферийных Васильевки и Виловатого. В пяти других могильниках выделяется одна или несколько могил богатых или заслуженных (менее вероятно – только лично влиятельных) лиц на фоне более скромных (часто, видимо, родственных) членов группы.

Рис. 3. Сарматская часть некрополя у ст. Скосырская, у р. Быстрая (Ростовская обл.), I – сер. II вв. н.э.

Наиболее типичны одиночные сарматские погребения в кургане (изредка с 1-2 детьми); лишь в некрополе II-III вв. Васильевка (у устья Дуная, перед стеной Троянова вала) в одном кургане часто захоронено по семейству со взрослыми и несколькими детьми (рис. 8). Высокая доля основательных ограблений или сохранность костей часто крайне осложняет определение пола (антропологические определения сделаны для погребений Кичкинского I и Валового I). Вместе с тем, наивно было бы отрицать гендерную разницу в посмертных наборах для мужчин и женщин, в подавляющем большинстве случаев явную даже при ограблениях. Заполнение могильного поля происходило отнюдь не хаотично, а в соответствии с определенными принципами.

Рис. 4. Среднесарматская часть некрополя у с. Никольское (Астраханская обл.), I – сер. II вв. н.э.

В изучаемой серии из 10 могильников вполне ясно представлены 5 различных подходов к планировке формирующегося «заполнения» некрополя. Представляется, что эти подходы осуществлялись в конкретных малых сообществах вполне сознательно. (1). Центром некрополя становится захоронение пары значимых вероятных супругов (?), по сторонам которых симметрично размещаются могилы разных половозрастных групп и социального статуса. Один из вариантов такого подхода - захоронение вероятных супругов в центральном высоком кургане, окруженное 2 женскими курганами и по краям – 2 мужскими (Валовый I, 5 курганов) (рис. 5). Другой вариант этого подхода – с. Никольское в низовьях Волги центральный курган – супругов, крайние – мужские, между ними – женский, 4 кургана) (рис. 4). Третий: в центре – два соседних кургана вероятных супругов, по краям – по 2-3 женских (Виловатое, 7 курганов) (рис. 7). В Царском (12 курганов) (рис. 1) этот подход осложнен тем, что некрополь состоит из двух цепочек с расстоянием около В центре основной, южной выделяются два сложной конструкции кургана вероятных супругов, имеется наиболее значимый к. 64 и в северной части; по краям некрополя – один с детским могилами и «курган»-ритуальная площадка для тризн3.

Рис. 5. Позднесарматская часть некрополя Валовый I в окрестностях древнего Танаиса (Ростовская обл.), сер. II – сер. III вв. н.э.

(2). Женские могилы размещаются с одного края линии, а мужские – с другого (у ст. Скосырская – не менее 6 курганов (рис. 3); видимо, то же – у сел Белолесье-Михайловка в Буджаке, 7 курганов (рис. 2)). Один из вариантов этого подхода: размещение по линии В-З вначале женщин, затем мужчин все более старшего возраста (Кичкинский I, 5 курганов) (рис. 6).

(3). Мужские погребения в центре скопления, женские с детьми – по краям (Васильевка) (рис. 8). (4). Размещение курганов дугой, вогнутой к западу с двумя типами синхронных могил. В северной части дуги размещены 5 подбоев, в южной – 5 в среднем более богатых инвентарем катакомб (Кубей, 10 курганов) (рис. 10). (5). Размещение курганов дугой вокруг подкурганного мини-святилища (курган 10) с установленным в яме жертвенным «чашечным камнем» (Хаджидер II, 5 погребальных курганов) (рис. 9). Первые два варианта «планирования» некрополей, как представляется, могли быть довольно массовым явлением.

Рис. 6. Сарматский некрополь Кичкинский I, у р. Амта (Ростовская обл.), сер. II – сер. III вв. н.э.

Наиболее социально выделенные умершие (с золотыми аксессуарами, металлической посудой, парадным или редким оружием и т.п.) могли размещаться не только в центре некрополя, но и на его краю. Так, в Белолесье наиболее богатый (женский) к. 3 гр. I находился на дальнем северном конце сарматского могильника, изолированный в узком сплошном кольце из более ранних курганов (рис. 2). В Скосырской к. 4 с импортной римской посудой находился на западной оконечности цепочки (рис. 3)4.

Рис. 7. Позднесарматская часть некрополя у с. Виловатое, у р. Самара (Самарская обл.), сер. II – сер. III вв. н.э.

В позднесарматское время в Буджаке немаловажную роль в оформлении облика некрополя играли единичные крупные курганы – как собственные, так и более древние. Так, в Кубее компактный могильник визуально ограничивался с юга высоким к. 20 военного лидера, а с противоположного севера – высоким же более древним к. 21 (рис. 10). В Васильевке большой ранний курган в южной группе обширного могильника (3-8 раз больше диаметром, чем сарматские) был, видимо, естественной северной границей сооружения других курганов разных эпох (рис. 8). Подчас немаловажную роль в планировке курганного кладбища играли особые поминальные сооружения. В среднесарматском сегменте некрополя Высочино V с 14 компактными курганами (Яценко, 2016б, рис. 3) плотное скопление в самом центре 5 особых «поминальных» курганов без могил разделяло «обычные» курганы на две части: восточнее концентрировались все аристократические (к. 26, 28, 31), а также «царский» к 1, западнее – куда более скромные комплексы. В позднесарматском Кировском I,III 6 обычных курганов также разделялись посередине 4 поминальными (Яценко, 2016а, рис. 3)5. В Кубее цепочка четырех поминальных конструкций в виде квадратных рвов (№№ I-IV) вклинивалась поперек основной линии обычных курганов. Поперек и к западу от нее размещались в ряд три погребальных кургана со рвами в форме вытянутого прямоугольника или трапеции (к. 14, 26 и 20) (рис. 10).

Рис. 8. Сарматская часть некрополя у с. Васильевка, у р. Большой Катлабух (Одесская обл.), сер. II – сер. III вв. н.э.

Могут ли уточнить что-то в наших знаниях о планировке некрополя данные о древних ограблениях? (обычно они фиксируются без особых проблем самими раскопщиками). Иногда да, поскольку избирательные ограбления могил на определенном участке обычно свидетельствуют о более высоком социальном статусе этих умерших (от инвентаря которых зачастую не оставалось почти ничего). В буджакских некрополях Хаджидер II и Кубей все курганы были разграблены, причем определенно в древности (хотя оба объекта находятся в 3 км от современных сел) (рис. 9-10); в Кубее не было явных следов ограбления лишь в подкурганном мини-святилище (к. 10). В Царском ограблены все курганы взрослых, не трогали лишь находившиеся по краям и заведомо «не интересные» святилище в к. 62 и «детский» к. 33 (рис. 1). В Валовом I не тронули ни одной женщины и грабили только мужчин, явно интересуясь парадным оружием и уздой (даже в самом крупном и значимом к. 4 супругу (?) хозяина не тронули) (рис. 5). В Белолесье аккуратно разграбили все единичные сарматские погребения в индивидуальных курганах, но не тронули ни одного впускного (рис. 2). В Никольском ограблены два кургана в центре среднесарматского могильника (к. 2 и 10) (рис. 4). В Виловатом ограблению подвергся лишь к. 6, находившийся ниже прочих на склоне террасы у старой поймы р. Самара (рис. 7). При всем кажущемся разнообразии действий грабителей, они ясно демонстрируют их представления об уровне привлекательности «могильной» добычи в тех или иных местностях и могильниках.

Рис. 9. Сарматский некрополь Хаджидер II, у р. Хаджидер (Одесская обл.), сер. II – сер. III вв. н.э.

Возможно, иногда размещение в некрополе умерших с артефактами, содержавшими родовой/семейный знак тамга / осетин. gakk, также поможет в уточнении планиграфии (рис. 1, 5, 8 и 10). В наших случаях у мужчин у устья Дона такой знак видим на уздечке коня (Царский, Валовый I), у женщин в Буджаке – на зеркалах (Васильевка, Кубей). Могила с тамгой почти всегда – единственная в малом некрополе6, и соответствующий артефакт обычно наглядно демонстрирует нам визуальный символ небольшой группы, оставившей его7. Такая могила локализуется обычно на краю некрополя, а в Царском – в центре северной цепочки.

Рис. 10. Сарматская часть некрополя Кубей, у р. Карасулак (Одесская обл.), сер. III – сер. IV вв. н.э.

В целом мне представляется, что системный анализ планиграфии малых некрополей ранних кочевников (особенно – при его дополнении разносторонней работой антропологов и более тщательной полевой фиксацией содержимого насыпей, размещения остатков в заполнении разграбленных могил) может дать нам много новых полезных сведений как о данной культуре в целом, так и об особенностях жизни локальных малых скотоводческих сообществ.

 

Безуглов С.И.. Захаров А.В. Новые данные к хронологии среднесарматских погребений Донского Правобережья // Проблемы хронологии сарматской культуры. – Саратов, 1992. С.148-157.

Безуглов С.И., Глебов В.П., Парусимов И.Н. Позднесарматские погребения в устье Дона (курганный могильник Валовый I). – Ростов-на-Дону, 2009.

Глебов В.П., Парусимов И.Н. Позднесарматский могильник Кичкинский I // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону, вып.-17. – Азов, 2001. С.55-73.

Дьяченко А.Н., Мэйб Э., Скрипкин А.С., Клепиков В.М. Археологические исследования в Волго-Донском междуречье // Нижневолжский археологический вестник, вып. 2. –Волгоград, 1999. С.93-126.

Засецкая И.П. Савроматские и сарматские погребения Никольского могильника в Нижнем Поволжье // Труды Гос. Эрмитажа, вып. ХХ. – Л., 1979. С.87-113.

Ильюков Л.С. Сарматские курганы окрестностей Танаиса (могильник «Царский») // Вестник Танаиса. 2004, вып.-1. – Ростов-на-Дону. С.198-214.

Мышкин В.Н. Сарматские погребения Виловатовского курганного могильника в Куйбышевской области // Проблемы хронологии сарматской культуры. – Саратов, 1992. С.121-136.

Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. – Алматы, 1994.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбыльская область. – Алматы, 2002.

Субботин Л.В., Дзиговский А.Н. Сарматские древности Днестро-Дунайского междуречья, вып.-I. Курганные могильники Алкалия и Хаджидер II. – Киев, 1990а.

Субботин Л.В., Дзиговский А.Н. Сарматские древности Днестро-Дунайского междуречья, вып.-II. Курганные могильники Дивизийский и Белолесский. – Киев, 1990б.

Субботин Л.В., Дзиговский А.Н. Сарматские древности Днестро-Дунайского междуречья, вып.-III. Курганные могильники Васильевский и Кубей. – Киев, 1990в.

Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. – М., 2001.

Яценко С.А. К изучению планиграфии курганных могильников позднесарматского времени // Stratum plus. 2016а, № 4. С.69-90.

Яценко С.А. К изучению планиграфии крупных сарматских некрополей // Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии. Материалы IX Международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории». – Оренбург, 2016б. С.311-319.

Яценко С.А. Сарматский могильник 2-й половины I – начала II вв. н.э. у с. Усть-Каменка: особенности планиграфии // Старожитностi степового Причорномор’я i Криму, т.-XIX. – Запорожье, 2016в. С.196-212.

Яценко С.А. Сарматская элита у границ Боспора I-III вв. н.э. // Элита Боспора и боспорская элитарная культура. Материалы круглого стола. – СПб., 2016г (В печати).

 

1 Чертежи пронумерованы в хронологической последовательности: рис. 1-4 – среднесарматские некрополи; 5-9 – ранняя фаза позднесарматской культуры; рис. 10 – поздняя ее фаза.

2 Фигурные условные обозначения: 1 – мужская могила; 2 – женская могила; 3 – пол неясен; 4 – кенотаф, мини-святилище; 5 – знатные лица; 6 – ранним курган с впускными сарматскими могилами; 7 – несарматские курганы; 8 – дети; 9 – предполагаемые супруги; 10 – женщина-воительница; 11 – воин-копейщик. Текстовые условные обозначения: гр. – группа; дет. – детские могилы; ж. – женщина; к. – курган; м. – мужчина; огр./ограбл. – ограбленное погребение; семейн. – курган с предполагаемыми захоронениями разновозрастных членов семьи.

3 Композиция могильника на деле была намного сложнее: в южной цепочке крайним к р. Дон и г. Танаис был «детский» курган, далее –7 курганов взрослых (в т.ч. два уникальных по форме и самых высоких к. 41 и 38 предполагаемых супругов, окруженных с двух сторон женскими к. 34 и 46); севернее – линия из трех курганов мужчин 25-35 лет. Северная цепочка (по два женских и мужских кургана) включала подкурганное святилище с керамикой 7 типов, окруженное двумя курганами юношей; замыкали некрополь на севере два женских кургана (Яценко, 2016г).

4 В Южном Казахстане мы также довольно часто видим, что самый крупный, или один из наиболее крупных, курган отстоит от прочих на большее расстояние и при этом может быть несколько удален от линии основной цепочки.

5 То же относится и к ряду крупных могильников, в частности – Львовскому Первому 4 в северном Дагестане (Яценко, 2016а, рис. 6).

6 Исключением является упомянутый Кировский I, III, где в каждом из двух мужским погребений на конской дарственной (?) упряжи размещались по 2-4 разнотипных знака. Но такая ситуация объясняется уникальным характером этого мини-кладбища как мемориала трех пар старых и влиятельных мужчин и женщин – жертв некоего военного конфликта (Яценко, 2016а, с. 75-76, рис. 3).

7 Исходя из результатов нашего анализа ряда некрополей с большим количеством зеркал со знаками, тамги на них демонстрируют символ не местного клана, а чужого – того, из которого происходила невеста / жена, подчас весьма отдаленного (см., например: Яценко, 2001, с. 37-43).

 

Вернуться к списку

« Май 2024 »
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Конференции