Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Структура / Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа / Мероприятия отдела / Древние некрополи / Ковалев А.А. Обряд захоронения в могильных ямах, моделированных по форме повозки (на материалах культуры Саэньсаи, Синьцзян)

Ковалев А.А. Обряд захоронения в могильных ямах, моделированных по форме повозки (на материалах культуры Саэньсаи, Синьцзян)

 

 

А.А.Ковалев

Санкт-Петербург, Институт археологии РАН

 

Обряд захоронения в могильных ямах, моделированных по форме повозки (на материалах культуры Саэньсаи, Синьцзян)

 

Материалы открытой в предгорьях Восточного Тянь-Шаня новой культуры 22-20 вв. до н.э. – культуры Саэньсаи (Ковалев, 2015), позволяют прояснить вопрос о предназначении могильных ям и шахт катакомб с т.н. «фигурными стенками» позднекатакомбного времени. Стандартный обряд погребения и стандартная проработанная форма гробниц Саэньсаи может служить аргументом для вывода об использовании таких «фигурных ям» для размещения или символического обозначения погребальной повозки.

Погребальная камера каждого из двенадцати курганов вновь открытой культуры на могильнике Саэньсаи (рис. 1, 2) представляла обширную земляную яму с вогнутыми в нижней части стенками, дно которой было фигурно моделировано выступами и желобами. В дне выкапывались два параллельных желоба, в плане расширявшиеся к торцам. Дно желобов имело продольный профиль в форме двух дуг, соединяющихся в середине желоба, торцы желобов обычно заглублялись в поперечные стенки ямы. Продольный выступ дна между желобами соединял два выступа посередине поперечных стенок. Таким образом образовывалась полость, позволявшая установить (или реконструировать в разобранном виде, расставив ее части в надлежащем порядке) в камере повозку с колесами диаметром около 1 м и выступающими ступицами; центральная часть – выступ дна – могла служить для размещения кузова повозки, зажатого между выступами поперечных стенок. Форма поперечных стенок, в которых вырезались вогнутые желоба для установки колёс, наглядно свидетельствует о том, что кузов повозки длиной 1,5-1,7 м был короче всей её длины, и колёса выступали вперед и назад. Таким же образом были оформлены и могильные ямы двух чемурчекских курганов конца 3 тыс. до н.э., исследованных нашей экспедицией на могильнике Копа в Восточно-Казахстанской области (Ковалев, Самашев, Сунгатай, 2014). В кургане Копа 2 мне удалось обнаружить в том числе специальные выемки в стенках для ступиц. Рассчитанный по параметрам желобов и выемок для ступиц диаметр колеса повозки из Копы 2 гораздо больше, чем повозок из Саэньсаи – до 2 м.

На могильнике Саэньсаи в восьми курганах из двенадцати был зафиксирован уровень залегания костей погребенного до ограбления могилы. Во всех этих случаях кости обнаруживались выше дна: в шести случаях – над центральным выступом, в двух – над одним из желобов. К тому же в двух из этих могил костяк залегал на деревянном тлене. Это позволяет предположить, что погребенные укладывались на помост (кузов повозки), возвышавшийся над продольным выступом дна.

Пропорции ям Саэньсаи и параметры предполагаемых к размещению повозок (частей повозок) совпадают с параметрами входных и могильных «ям с фигурными стенками» восточноманычской катакомбной культуры и фрагментов повозок, иногда находимых в этих ямах. Кроме того, интересным выглядит совпадение рассчитанных нами размеров тянь-шаньских повозок и размеров полностью сохранившегося саркофага на колесах, обнаруженного в могиле Утамышского кургана 1 (Дагестан) (Котович и др., 1980). Восточноевропейские аналогии относятся к XXV-XXIII вв. до н.э. и, таким образом, непосредственно предшествуют Саэньсаи.

Рис. 1. Могильник Саэньсаи. Могила в кургане М37. Вид с северо-востока.

Рис. 2. Могильник Саэньсаи. Могила в кургане М43. Вид с северо-востока.

 

 

Вернуться к списку

« Май 2024 »
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Конференции