Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Структура / Отдел археологии Центральной Азии и Кавказа / Мероприятия отдела / Древние некрополи / Боковенко Н.А. Вход в погребальный комплекс в культурах Центральной Азии (IV-I тыс. до н.э.)

Боковенко Н.А. Вход в погребальный комплекс в культурах Центральной Азии (IV-I тыс. до н.э.)

 

 

Н.А.Боковенко

Санкт-Петербург, Институт истории материальной культуры

Вход в погребальное сакральное пространство у древних народов Среднего Енисея
4-1 тыс. до н.э.

 

Важным элементом погребальной сакральной деятельности во многих культурах является организация входа в погребальное пространство. Разнообразные варианты входа  значительно варьируют в зависимости от места,  времени и до религиозных представлений, но, по-видимому, были всегда обязательными. В различных культурах Среднего Енисея организация входа в погребальное сооружение прослеживается не всегда определенно, как, например, в тагарской  культуре, но все же отдельные элементы этого явления удается выявить. М.П. Грязнов убедительно показал, что курган, как архитектурное сооружение, изначально планировался под определенную идею (Грязнов, 1961).

Первые каменные реальные конструкции для погребения усопших, пока, относятся к афанасьевской энеолитической культуре (4-3 тысячелетие до н.э.), которая  прослежена в степной зоне горной системы Саяно-Алтая. Это первая курганная культура  этого региона с древнейшим европеоидным населением, которая являлась самой восточной в системе скотоводческих культур Евразии. За горами Восточного Саяна жили монголоиды.

В районе Среднего Енисея небольшие курганные могильники афанасьевской  культуры встречаются как в глубинных районах степи, так и по берегам рек. Курганы представляют собой небольшие земляные холмы с выложенными под ними каменными кольцами оградок из валунов, крупного галечника или, чаще из плит, уложенных горизонтально. Иногда встречаются ограды из вертикально врытых плит. Первоначально высота оград достигала 1 м, диаметр 5-20 м. В центре ограды находились обычно одна или две могилы, в редких случаях три. Форма могилы близка к квадрату (от 2 до 4 м).  Могилы перекрывали бревенчатым накатом, затем сооружали небольшую насыпь и иногда ее обкладывали  плитами. Помимо этих основных могил, в той же ограде или с внешней стороны устраивали дополнительные могилы, в которых хоронили преимущественно детей. В могилах хоронили от одного до восьми человек. Погребенные лежат либо на спине с согнутыми в коленях ногами, либо на боку в скорченном положении.

Ограды тщательно сооружались, внешняя сторона ограды всегда аккуратно выравнивалась или даже подрабатывалась. С внешней стороны оград также, в западной их части фиксируются места начала и окончания сооружения круговой кладки, особенно это хорошо видно на примере ограды 3 (могильник Малиновый Лог), где это место стыковки заложено плитами (Боковенко, Митяев, 2010 ). Но не исключено, что это место является входом в погребальное пространство, которое затем аккуратно закладывалось. Серия таких входов в восточных и западных секторах ограды осталась не заложенной или развалилась в результате слабой закладки (Кор-Кабы-1, курган 1; Красук III, ограда 9; Красук III, ограда13; Красный Яр 1, курган 15; Красный Яр 1, курган 7; Малиновый Лог, ограда 5;Малые Копены III, ограда 3; Нумахыр 1, ограда 1 (Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, рис.40 и сл.).

Окуневская культура (конец  3 – первая половина 2 тыс. до н.э.) в основном сосредоточена в этом же регионе, но, видимо, генетически с афанасьевской не была связана. Погребенные в окуневских могилах принадлежали иному расовому типу (европеоидному с примесью монголоидности), чем афанасьевцы, и генетические связи обоих групп, по-видимому, различны.

Усопших в этой культуре хоронили в каменных ящиках или грунтовых могилах, как правило, в одной большой каменной ограде (квадратной, прямоугольной и реже круглой), сделанной из вертикальных плит, часто небрежно сделанных и, видимо, формальных. Могильники представляют собой небольшие кладбища (Уйбат III-V, Черновая, Верх.Аскиз и др.), состоящие из нескольких курганов или больших квадратных оград из вертикальных плит (до 40х40 м), в которых встречается до двух десятков могил: грунтовых, каменных ящиков и, очень редко, в виде катакомб. В основном, это индивидуальные захоронения взрослых и детей, коллективных могил мало. Поскольку подзахоронения были редки, то, видимо, и не выработалась традиция сооружения специального входа.

Адроновские могильники (середина 2 тыс. до н.э.) не очень многочислены и состоят из десятка или нескольких десятков (до 60) оград. Погребальные сооружения в виде круглых и квадратных оград, сделанных из вертикально вкопанных или горизонтально уложенных плит. Хоронили в больших каменных ящиках, цистах или деревянных срубах по обряду трупоположения, на левом боку, головой на запад или юго-запад. Обряд трупосожжения представлен в меньшей степени (Максименков 1978, с. 82). И хотя в регионе Среднего Енисея явных входов в ограду не прослежено, зато на территории Казахстана, откуда, по мнению многих авторов, пришло это население,  таких оград со специально оформленным входом достаточно много в памятниках типа Бегазы (Маргулан, 1998, с. 155 и др.).

Археологические памятники карасукской культуры (конец 2 тыс. до н.э.) представлены как могильниками (более 150), насчитывающие более 1-2 тысяч в могильнике (более 3 тысяч могил уже исследованы), так и поселениями.

Могильники расположены в удобных котловинах, часто недалеко от воды и бывают разные: небольшие, состоящие из десятка или нескольких десятков оград, и несколько сотен  и тысяч каменных оград (Грязнов, Пяткин, Максименков, 1968). Погребальный обряд в классических карасукских могильниках однообразен. В небольшой каменной ограде – одна-две могилы. В основном это индивидуальные захоронения, редко захоронено больше двух человек. Явных входов в ограду в этой культуре не встречено, но с  внешней восточной стороны ограды встречаются либо две вкопанные параллельные плитки (Июс, курган 1), либо пристроен небольшой каменный ящичек, через который могли входить в сакральное пространство кургана (Анчил чон 1, курганы 2 и 4) (Bokovenko, Legrand, 2000). Могильники позднего этапа значительно меньше и погребальные сооружения выполнены значительно хуже.  По углам ограды имеют угловые камни, как в последующую тагарскую эпоху.

Могильники тагарской культуры (1 тыс. до н.э.) встречаются практически по всей территории юга Красноярского края и Республики Хакасия и благодаря наличию высоких вертикальных каменных стел по периметру плиточной ограды достаточно хорошо видны и сейчас. Наиболее ранние могильники небольшие и однотипны по конструкциям оград, более поздние насчитывают сотни курганов и представляют скопление разнообразных погребальных памятников. Характерной особенностью тагарской погребальной традиции является захоронение погребенных в квадратной или прямоугольной ограде из вертикально вкопанных (иногда горизонтально сложенных) плит, по углам которой и по периметру ограды устанавливались вертикальные стелы.

В раннетагарское время (IX-VI вв. до н.э.) ограды по размерам и пропорциям близки карасукским и не всегда имели по углам высокие стелы, хотя сами ограды достигали 1 м высоты. Часто ограды пристраивались друг к другу, сами плиты оград укреплялись контрфорсами, появляются в ограде вертикальные стелы, число которых достигает восьми. Внутри ограды обычно одна, две могилы, последняя, как правило, пристроена позже. Основной тип погребального сооружения - каменный ящик, в котором погребен один, реже - два человека. Общая тенденция тагарской погребальной обрядности - увеличение размеров могил, постепенная замена ящиков на деревянные срубы с мощным деревянным перекрытием в несколько накатов и увеличение числа погребенных, превращение больших могил в коллективные склепы. Если вначале погребенные, уложенные на спину в вытянутом положении, имели устойчивую ориентировку головой на юго-запад (реже на северо-восток), то в коллективных захоронениях она варьирует.

На баиновском этапе захоронения одноактные, но с подгорновского этапа  встречаются вторичные подхоронения и в этом случае для этого акта формируется с западной стороны вход в могилу. Остатки таких входов достаточно хорошо прослежены на могильниках Есино 16, курган 1 (раскопки Н.А.Боковенко) и Есино 17, курган 1 (Савинов,  2012, фото 11). Они представляли собой с западной стороны на краю могилы большие каменные блоки, уложенные параллельно, перекрытые плитами и с установленной вертикальной плитой запором перед спуском в могилу. Позднее, на сарагашенском этапе, когда коллективные могилы становятся нормой, входы весьма варьируют и развиваются в конструктивном плане в зависимости от величины кургана и могилы, которая формируется в виде деревянных склепов с перекрытием. Вход в могилу, как правило, расположен с западной стороны, а в ограду – с восточной. В ограде из вертикальных плит формируются вход-ворота (Александров, Боковенко, Смирнов, 2014, рис.). Они оформлены по углам вертикальными стелами, перекрытые также вертикальной плитой или заложенные горизонтальными плитами (Салбык).

Основная тенденция развития входа – усложнение  его конструкции. В могиле он формируется в виде деревянного  тоннеля из горизонтальных и вертикальных бревен на борту и затем  в виде лестницы до пола (Медведка 1). Иногда деревянный вход перекрывает каменная плита, ряд больших камней или деревянный частокол. Через него и осуществлялся занос тел в коллективные склепы по мере необходимости. Наиболее развитые формы входа встречены в позднетагарское время (Новые Мочаги, Барсучий Лог) (Parzinger, Nagler, Gotlib, 2007; Кузьмин, 2008, с.191-193) и в таштыкской культуре (Тепсей  III, склеп 2) (Грязнов, 1979). Таким образом, идея входа, как генерирующее явления «перехода», начала формироваться с энеолита, но особенно она развилась и многопланово оформилась в тагарской погребальной традиции, и дожила вплоть до раннего средневековья.

Александров С.В., Боковенко Н.А. Смирнов Ю.А. Археологические памятники долины Черного Июса на севере Хакасии. - СПб: ИИМК РАН, “ЭлекСис”,  2014. - 152 с.

Боковенко Н.А., Митяев П.Е. Афанасьевский могильник Малиновый Лог на Енисее // Афанасьевский сборник 1. - Барнаул: «Азбука». 2010. – С.6-29.

Грязнов М.П. Курган, как архитектурный памятник // ТД на заседаниях, посвящ. итогам полевых исследований в 1960 г. - М., 1961. - С. 22-25.

Грязнов М.П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. - Новосибирск: Наука, 1979. - С. 90 – 141.

Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской культуры. - Барнаул: «Азбука». 2014. - 380 с.

Кузьмин Н. Этапы сложения и развития тесинской культуры (по погребальным памятникам степей Минусинской котловины) // Номады казахских степей: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи. Сборник материалов международной научной конференции. - Астана, 2008. - С.187 – 204.

Маргулан А.Х. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. - Алматы. 1998. - 398 с.

Савинов Д.Г. Памятники тагарской культуры Могильной степи (по результатам археологических исследований 1986-1989 гг.) .-  СПб: ЭлекСис, 2012. -180 с.

Bokovenko N.A., Legrand S. Das karasukzeitliche Grüberfeld Anchil Chon in Chakassien // Eurasian Antiqua. - Berlin, 2000,.Band.6. - S.209-248.

Parzinger H., Nagler A., Gotlib A. Die Fürstengräber der Tagar-Kultur // Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. - München. Berlin. London. Neu York: Prestel, 2007. - S. 102 – 115.

 

Вернуться к списку

« Май 2024 »
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Конференции