Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Издания / ПАЖМИ/PAJIS / Issues / Texts / Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований, 2020, №1. Аннотации

Первобытная археология. Журнал междисциплинарных исследований, 2020, №1. Аннотации

 

 

Special Section: The Invention of Equality

Артёмова О. Ю., Финлейсон Б. Предисловие.

Artemova O. Yu., Finlayson B. Guest editors’ foreword

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-7-12

Резюме. Мы представляем здесь материалы, которые имеют своим истоком дискуссию, состоявшуюся в Казани в рамках XIII Конгресса антропологов и этнологов России (XIII КАЭР, 2–6 июля 2019 г.). Участники небольшого симпозиума, названного «Изобретение равенства», выразили большие сомнения относительно популярного среди гуманитариев представления о том, что развитие неравенства было интегральной составляющей процесса первичной неолитизации, а также представления о том, что до начала неолита равенство было универсальной чертой социальной жизни. Участники дискус сии подчеркнули вероятность того, что равенство, зафиксированное этнографически у некоторых групп охотников и собирателей, а также предполагаемое по археологическим данным для некоторых сообществ раннего неолита Юго-Западной Азии, могло сформироваться достаточно поздно, во всяком случае уже после начала голоцена. Участники симпозиума также сошлись на том, что этнографические данные по охотникам и собирателям не могут использоваться для проведения прямых параллелей с позднепалеолитическими или эпипалеолитическими культурами Юго-Западной Азии, а также сделали попытку определить те типы археологических данных, которые могут свидетельствовать о социальном равенстве или неравенстве в доисторические времена.

Ключевые слова: равенство, эгалитаризм, неравенство, стратификация, охотники, собиратели, палеолит, эпипалеолит, неолит, археология, этнография.

Abstract. We introduce here the material arising from an academic discussion held in Kazan, within the framework of the XIIIth Congress of Anthropologists and Ethnologists of Russia (XIII CAER, 2–6th July, 2019). The participants in the workshop expressed considerable doubt about the popular idea that the development of inequality was an integral part of the Neolithic process, while before it there was social equality. Instead, they suggested a possibility that both Neolithic and modern hunter-gatherer equality might have emerged over time since the early Holocene. They mostly agreed that ethnographic data on modern hunter-gatherer cultures cannot be used as a simple parallel or analogy with Late Paleolithic/Epipaleolithic Southwest Asian hunter-gatherer cultures, and attempted to consider what types of archaeological data could testify to social inequality and equality in early prehistory.

Keywords: equality, egalitarianism, inequality, stratification, hunters, gatherers, Paleolithic, Epipaleolithic, Neolithic, archaeology, ethnography.

 

PART 1. PAPERS

 

Бутовская М. Л. Приматы как модель эволюционного прошлого человека: вариации степени выраженности социальной иерархии и отсутствие истинного эгалитаризма.

Butovskaya M. L. Primates as living links to our past: variations in hierarchy steepness but not real egalitarianism

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-13-26

Резюме. В последние десятилетия накоплен значительный массив данных о социальном поведении обезьян. Эти данные позволяют по-новому взглянуть на ранние этапы социальной эволюции человека, а также указывают на роль когнитивных факторов в этом процессе. Практически все сложно организованные сообщества обезьян, включающие мультисамцовые и мультисамковые объединения, формируются по иерархическому принципу. Жёсткость иерархических отношений зависит от выраженности конкуренции за монополизируемые ресурсы. В последние годы было показано, что модель отношений доминирования у бонобо, за небольшими отличиями, идентична таковой у шимпанзе. Представления об эгалитарности бонобо оказались несостоятельными. Полевые данные o социальной организации шерстистых обезьян (Lagothrix) свидетельствуют о высоком уровне промискуитета и отсутствии выраженной конкуренции за доступ к половому партнеру. Однако, по мнению специалистов, социальные отношения, близкие к эгалитарным, у этого таксона возникли по причине невозможности монополизировать пищевые ресурсы в окружающей среде. Реально эгалитарными можно считать лишь игрунок Callitrichids. В этом случае, однако, имеет место крайне упрощённая социальная структура, в которой отсутствуют мультисамцовые и мультисамковые объединения. Таким образом, на сегодняшний день у приматов не выявлено ни одного вида со сложной мультисамцовой / мультисамковой организацией, практикующего по-настоящему эгалитарные отношения, за исключением человека. Эгалитаризм в человеческих обществах неразрывно связан с развитием моральных установок, стимулирующих делёж, кооперацию и равенство, и пресекающих доминирование, конфликты и авторитаризм.

Ключевые слова: эгалитаризм, иерархии доминирования, конкуренция за монополизируемые и не монополизируемые ресурсы, обезьяны, охотники-собиратели.

Abstract. Recent decades have been marked by intensive studies of nonhuman primates social behavior, particularly in wild settings, and the accumulation of these data enable some new light to be shed on the evolution of early stages of human social evolution, as well as on the role of cognitive abilities in this process. Practically all multimale/multi-female non-human primate societies are organized on the bases of social dominance hierarchies with different degrees of steepness. The latter are largely depended on the strength of contest competition for various resources. It is currently demonstrated that dominance patterns in bonobo, with some minor variations are similar to those of chimpanzees. Initial beliefs about peaceful and egalitarian pigmy chimpanzees appear incorrect. The field data on woolly monkeys (Lagothrix) revealed that they are highly promiscuous and males are hardly even trying to compete for mating. In this case social relations, close to egalitarian, are the result of a scramble-like competition. The exceptions are Callitrichids, but in this case the social structure is more simple and not represented by multi-male/multi-female units. To conclude, no multi-male/multi-female egalitarian primate societies exist, except for our own species. Egalitarianism in humans has been inextricably linked with moral attitudes encouraging sharing, cooperation, and equality, and discouraging status seeking, conflict, and authoritarianism.

Keywords: egalitarianism, social dominance hierarchies, contest and scramble competition, non-human primates, hunters-gatherers.

 

Финлейсон Б. Эгалитарные общества и ранний неолит Юго-Западной Азии.

Finlayson B. Egalitarian societies and the earliest Neolithic of Southwest Asia

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-27-43

Резюме. Имеются данные, что ранненеолитические общества Юго-Западной Азии поощряли эгалитарное поведение, используя для этого, в частности, погребальную обрядность, маскирующую индивидуальные различия, и совместное распределение пищевых ресурсов, которые могли, например, храниться в общественных закромах. Долгое время подразумевалось, что такое эгалитарное поведение продолжает традиционные практики охотников-собирателей, имевшие целью препятствовать появлению имущественного неравенства среди индивидов или домохозяйств, возможности для чего создавали новые способы производства пищи и её хранения. Однако ничто или почти ничто не говорит о том, что предшествовавшая неолиту натуфийская культура представляла собой типичное охотничье-собирательское общество. Равенство могло быть просто одной из инноваций, появившихся в ранненеолитических обществах. В позднем неолите ему на смену пришла более иерархическая социальная система.

Ключевые слова: неолит, Юго-Западная Азия, эгалитаризм, делёж, хранение.

Abstract. There is evidence that early Neolithic societies in Southwest Asia promoted egalitarian behavior, through mechanisms such as mortuary practices which concealed individual identity, and sharing of food resources, for example in communal granaries. It has often been assumed that this egalitarian behavior continues traditional huntergatherer practices, designed to resist the potential for individual, or household wealth differentiation permitted by innovative food production and storage practices. However, there is little, or no evidence that the preceding Natufian culture was representative of what we identify as a typical hunter-gatherer society. Equality may have been just one of the innovations developed by early Neolithic societies, subsequently replaced in the later Neolithic and the development of a more hierarchical social system.

Keywords: Neolithic, Southwest Asia, egalitarian, sharing, storage.

 

Вильнёв С., Хейден Б. Неравенство в эпипалеолите Леванта.

Villeneuve S., Hayden B. Inequality in the Epipaleolithic of the Levant

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-44-54

Резюме. Излишки рассматривались как ключевой фактор возникновения социального неравенства, и поэтому археологи уделяли им большое внимание в своей работе. Многие исследователи пытались судить о наличии излишков в преистории на основании археологических свидетельств существования сооружений для хранения припасов. Однако такой подход имеет ряд серьёзных недостатков, которые привели к мнению, что в позднем эпипалеолите Леванта излишки отсутствовали и, следовательно, отсутствовали также неравенство и сложные общества. Сознавая трудность выявления практики хранения в древности, мы предлагаем использовать для этого косвенные показатели и, опираясь на сочетание археологической, этноархеологической и этнографической информации, а также традиционного бытового опыта, исследовать новые пути осмысления того, как изучать поведение, связанное с хранением пищевых припасов и с их излишками. Руководствуясь этим подходом, мы предполагаем, что информация, могущая дать возможность выявить наличие существенных излишков (и, следовательно, трансэгалитарных типов неравенства) в эпипалеолите, упускалась из виду.

Ключевые слова: эпипалеолит, Левант, излишки, хранение, неравенство.

Abstract. Surpluses have been viewed as a critical factor in the emergence of social inequalities and complexities and thus have been an important focus of archaeological work. Many researchers have tried to monitor prehistoric surpluses through archaeological evidence for food storage facilities. However, there are serious problems with this approach which have led to views of the Levantine Late Epipaleolithic as lacking surpluses, and thus, lacking inequalities and social complexity. Given the problems with interpreting past storage behavior, we advocate the use of proxy indicators for estimating surpluses using a combination of archaeology, ethnoarchaeology, ethnography and traditional use study information to explore new ways of thinking about how to study food storage and food surplus behaviors. From this perspective, we suggest that information has been overlooked that can provide insights into substantial surpluses in the Late Epipaleolithic, which suggest transegalitarian types of inequalities and social complexity.

Keywords: Epipaleolithic, Levant, surpluses, storage, inequality.

 

Питерсон Н. Неравенство у аборигенов Австралии в доколониальный период.

Peterson N. Pre-colonial inequality in Aboriginal Australia

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-55-63

Резюме. В статье «Монополизация знания, социальное неравенство и эгалитаризм» Ольга Артёмова стремится доказать, что доколониальные общества австралийских аборигенов явили нам необычный пример того, как социальное неравенство могло строиться на внеэкономической основе. Она считает анализируемый ею тип социального неравенства производным сложной религиозной системы, контролировавшейся старшими мужчинами, которые целенаправленно пролонгировали период посвящения молодых мужчин в ранг полноправных «взрослых». Я в целом разделяю эту точку зрения и согласен с тем, что австралийская система неравенства имеет некоторые специфические черты, и что главную роль в ней играло религиозное знание. Однако факты свидетельствуют, что подспудные экономические интересы тоже влияли на систему, но при этом характер её был таков, что неравенство не могло стать наследственным.

Ключевые слова: неравенство, Австралия, полигамия, экономика знаний.

Abstract. In her paper, “Monopolisation of knowledge, social inequality and egalitarianism: an evolutionary perspective” (2016), Olga Artemova argues that precolonial Australian Aboriginal societies offer us an unusual non-economically based model on which social inequality can be established. This is through a complex religious system controlled by elderly men that prolonged the reaching of full adulthood for males. I am sympathetic to her general argument and agree with her that the Australian system of inequality had some distinctive features in which the role of religious knowledge was central. However, the evidence is that there were underlying economic interests at work in the system but such were the system’s entailments that they made it impossible for the inequality to become hereditary.

Keywords: Inequality, Australia, polygamy, economy of knowledge.

 

Артёмова О. Ю. Равенство как категорический императив.

Artemova N. Yu. Equality as a human categorical imperative

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-64-91

Резюме. Автор предполагает, что стремление к равенству является одним из древнейших достижений человечества. Представления о справедливости и желание элиминировать коренные причины конфликтов должны были стимулировать эмпирические поиски всевозможных способов сдерживания индивидуальных или групповых проявлений доминирования, а также породить стратегии поведения, направленные на нивелирование соперничества и соревнования, на выравнивание индивидуальных и групповых статусов. Такие стратегии известны представителям самых разных культур, включая современные городские. Но, как правило, они применялись и применяются только временно и только в определённых социальных контекстах. Однако в некоторых охотничье-собирательских обществах, изучавшихся этнографически, люди стремились следовать подобным стратегиям всегда. В то же время этнографии известны общества с присваивающей экономикой, которые развили эффективные системы социальной дифференциации. Эгалитарные и неэгалитарные социальные системы охотников и собирателей, описанные этнографами, не могут быть прямолинейно спроецированы в древнейшие времена, но следует предположить, что верхнепалеолитические и мезолитические охотники также могли создавать эгалитарные и неэгалитарные формы социальных отношений. Автор настаивает на том, что максимальная приближённость к идеалам социального равенства возможна только как результат целенаправленных и многопоколенных усилий людей. Автор также считает, что для понимания того, как древние общества пришли к культурной сложности, производящему хозяйству, государствам и цивилизациям, исследователям следует предположить, что у истоков подобных процессов были неэгалитарные социальные отношения, причем такие их формы, которые принципиально отличались от форм социального неравенства охотников и собирателей, изучавшихся этнографически, включая специализированные иерархически организованные их системы. В статье ставятся под сомнение некоторые устоявшиеся представления о ранних этапах социальной эволюции, в частности — об эгалитарном старте истории человечества.

Ключевые слова: общества охотников и собирателей, равенство, неравенство, эгалитаризм, этнография, археология, социальная эволюция, эгалитарные и неэгалитарные социальные системы.

Abstract. The author assumes that aspiration for equality represents one of the most ancient achievements of human cultures. A pursuit of justice and desire to eradicate root causes of conflicts must have stimulated an empirical search for various means of restraining dominant individuals or groups as well as elaboration of various modes of behavior intended to eliminate competition and put all individuals or groups concerned in equal positions. Those strategies have been familiar to members of quite different societies, including modern urban ones, but they have been mostly used temporally and only in specific social settings. However, in some hunter-gatherer societies studied ethnographically, people always tended to consciously follow such strategies. At the same time, a number of hunter-gatherer cultures described in ethnographies were able to build up effective mechanisms of social differentiation. Egalitarian or non-egalitarian relations of hunters and gatherers studied ethnographically cannot be extrapolated to the past ages of Europe or any other part of the world, but it should be admitted that Upper Paleolithic and Mesolithic hunters were able to develop both egalitarian and non-egalitarian social systems. The author argues that achievement of social equality may have been possible only as an outcome of persistent long-term efforts of many generations of determined people. She also suggests that, in order to understand how people came to complexity, productive economies, states, and civilizations, academic researchers would need to assume that the start must have been a non-egalitarian one, and that the initial forms of inequality must have been principally dissimilar from those which were observed ethnographically among the later non-egalitarian hunter-gatherers including the so-called ‘complex’ ones. The paper is intended to stimulate awareness of our preconceptions about human social evolution and to challenge the orthodoxy of an essentially egalitarian start of human history.

Keywords: hunter-gatherer societies, equality, inequality, egalitarianism, ethnography, archeology, social evolution, egalitarian and non-egalitarian social systems.

 

Туторский А. В. «Нож или рукоять»: реализация принципа равенства при дележе добычи (предварительные результаты).

Tutorskiy A. V. “The knife or the haft”: realizing equality of outcomes in hunting practices (preliminary field report)

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-92-101

Резюме. В статье описана практика деления улова поровну среди деревенских жителей Русского Севера, являющая редкий пример равенства результатов. После поездок на удалённые озера и реки члены рыбачьей группы получают равную с остальными часть улова. В таком виде деление поровну появилось в XX веке, хотя множество примет и запретов указывают на дохристианские корни элементов этого обычая. В описываемом случае деление поровну не создавало общество равенства, но было инструментом, который мог маскировать подарок, помощь и даже взятку. Деление поровну не означает создания справедливости.

Ключевые слова: рыболовство, деление, равенство результатов, русское крестьянство, Русский Север.

Abstract. The paper describes the practice of equal sharing among Northern Russian villagers, providing a rare example of equality of outcomes. After fishing expeditions to remote lakes and rivers the members of the fishing team receive equal parts of the catch. In this form the equal sharing appeared in the XX century, but numerous omens and prohibitions show that this kind of sharing has deep pre-Christian roots. In my case, the equal sharing was not about the creation of a society of equals but an instrument that can mask a gift, help or even bribe. Equal sharing does not mean creation of equity.

Keywords: fishing, sharing, equality of outcomes, Russian peasantry, Russian North.

 

PART 2. COMMENTS AND DISCUSSION

 

Hayden B. Comments on papers for “The Invention of Equality”

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-102-105

Finlayson B. Response to Hayden

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-106-109

Artemova O. Yu. Some final remarks on collaboration between archaeologists and ethnographers

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-110-114

Warren G. The Invention of Equality: from original forms to beyond human egalitarianism

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-115-121

 

СТАТЬИ

 

Захариков А. П. Ученические изделия в комплексах нижних слоёв стоянки Непряхино

Zakharikov A. P. Apprentice-made bifaces from the lower layers of Nepryakhino.

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-123-134

Резюме. Кварцитовые комплексы нижних слоёв стоянки Непряхино содержат многочисленные бифасы раннего верхнего палеолита. Они составляют от 15% до 31% от формальных орудий. Среди них выделяется группа из 22 бифасов, отличающихся от качественных законченных изделий небольшими размерами, малым (менее 2) отношением ширины к толщине, глубокими и укороченными негативами сколов обработки, забитостью краёв. Опираясь на экспериментальные и сравнительные данные, автор обосновывает идею, что эти изделия со значительной степенью вероятности можно считать ученическими.

Ключевые слова: Непряхино, бифасы, наконечники, ранний верхний палеолит, ученические изделия.

Abstract. Quartzite assemblages of the lower layers of the Early Upper Paleolithic site of Nepryakhino (Saratov oblast, Russia) include numerous bifacially worked objects. They make up between 15% and 31% of formal tools. The paper deals with a group of 22 bifaces which differ from finished high-quality tools in their small size, low (2 or less) width/thickness ratio, deep and shortened flaking scars, battered edges. The author uses experimental and comparative evidence to argue that this group may reflect what is called apprentice knapping.

Keywords: Nepryakhino, bifaces, points, Early Upper Paleolithic, apprentice knappers’ products.

 

Гиря Е. Ю., Учанева Е. Н., Малютина А. А., Бусова В. С., Лазаретова Н. И. Трасологическое исследование следов трепанации на черепах из могильников Белый Яр-VI, Степновка-II, Большое Русло (тесинский этап тагарской культуры)

Gyria E. Yu., Uchaneva E. N., Malyutina A. A., Busova V. S., Lazaretova N. I. Traceological study of trepanations on crania from vaults at Beliy Yar-VI, Stepnovka-II, and Bolshoe Ruslo (Tes stage of the Tagar culture).

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-135-171

Резюме. Статья посвящена трепанациям на черепах из раннетесинских погребений (конец 1 тыс. до н. э.). Минусинской котловины. Проведён анализ массового палеоантропологического материала, представлены результаты изучения локализации трепанационных отверстий на черепе, наиболее распространённых форм и размеров отверстий, а также состояния костной ткани в момент выполнения трепанаций. Выделены различные способы выполнения трепанаций, связанные с использованием разных видов орудий. В результате работы с археологическими коллекциями предварительно определён ряд орудий, которые могли применяться для трепанации. Сравнение отпечатков острого края таких предметов с наиболее характерными следами на черепах позволило выделить типы орудий, использование которых представляется наиболее вероятным.

Ключевые слова: трасология, палеоантропология, посмертные трепанации, раннетесинские склепы, Минусинская котловина.

Abstract. The study focuses on postmortem trepanations of crania from the Early Tes’ (late first millennium BC) burial vaults in the Minusinsk Basin, Southern Siberia. The authors present the results of traceological analysis of more than 140 crania and data on the location, position, shape and size of openings, and trepanation techniques. Judging by the traces left on cranial bones, there were several such techniques, and different types of tools were used. We have tentatively identified certain trepanning instruments in archaeological collections and compared them with the most characteristic traces on the crania.

Keywords: traceology, palaeoanthropology, postmortem trepanations, Early Tes’ burial vaults, Minusinsk Basin.

 

РЕЦЕНЗИИ

 

Кузьмин Я. В. Природная среда и человек в голоцене центра Русской равнины: опыт междисциплинарного исследования (Сорокин А. Н., Грачёва Р. Г., Добровольская Е. В., Добровольская М. В. Геоархеология Заболотского края (13 500–7 500 cal BC). М.: Институт археологии РАН, 2018. 416 с.)

Kuzmin Ya. V. Natural environment and Man in the Holocene of the central Russian Plain (Сорокин А. Н., Грачёва Р. Г., Добровольская Е. В., Добровольская М. В. Геоархеология Заболотского края (13 500 – 7 500 cal BC). М.: Институт археологии РАН, 2018. 416 с.)

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-172-176

 

Кузьмин Я. В. Российско-американский проект комплексного изучения поселений бронзового века в Среднем Поволжье (Anthony D. W., Brown D. R., Mochalov O. D., Khokhlov A. A., Kuznetsov P. F. (eds.). A Bronze Age Landscapes in the Russian Steppes: The Samara Valley Project. Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology Press, 2016. 511 p.)

Kuzmin Ya. V. Russian-American project aimed at the complex study of the Bronze Age sites in the Middle Volga region (Anthony D. W., Brown D. R., Mochalov O. D., Khokhlov A. A., Kuznetsov P. F. (eds.). A Bronze Age Landscapes in the Russian Steppes: The Samara Valley Project. Los Angeles: Cotsen Institute of Archaeology Press, 2016. 511 p.)

DOI: 10.31600/2658-3925-2020-1-177-181


« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Конференции