Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты

Navigation

Вы здесь: Главная / Структура / Научный архив / Н. Д. Моисеева. Поездка Петра Петровича Покрышкина в Сербию. Фотографии и открытые письма

Н. Д. Моисеева. Поездка Петра Петровича Покрышкина в Сербию. Фотографии и открытые письма

Основу собрания фотоотдела Научного архива Института истории материальной культуры РАН составляют бесценные фотодокументы Императорской Археологической Комиссии (Длужневская, 2013). Среди них особое место занимают материалы, связанные с именем Петра Петровича Покрышкина О-1638-24.png

В начале ХХ в. П. П. Покрышкин был главным специалистом Археологической Комиссии в деле изучения и сохранения архитектурного богатства России, его научная деятельность оказала значительное влияние на становление методов научной реставрации архитектуры (Подъяпольский, Бессонов, Беляев, 1988. С. 38-40; Беляев, 1998. С. 461-462; Медведева, 2004; Медникова, 1995). Все годы своей работы он кропотливо собирал фотографический архив по архитектурной тематике, прекрасно осознавая ценность документальной точности фотосъемки для архитектурно-археологических исследований.

Исторически сложилось так, что коллекция П. П. Покрышкина в фотоархиве не обособлена и его материалы сохранились в различных фондах, прежде всего в фонде ИАК, членом которой с 1902 г. (уже после поездки в Сербию) являлся Петр Петрович. Есть они и в личных фондах искусствоведа Н. П. Сычева и архитектора К. К. Романова. Фотографии, составлявшие собранную им коллекцию, П. П. Покрышкин помечал, иногда обыгрывая свои инициалы — три «П». Эти надписи, встречающиеся на фотографиях из разных коллекций, позволяют определить, кому они принадлежали изначально.

подпись.png

книга титул.png

В фотоотделе хранятся пять альбомов (O.671а; O.671б; O.676; O.1701; O.2357), которые содержат 268 фотографий и 118 негативов к ним — результат командировки архитектора П. П. Покрышкина от Академии Художеств в Сербию в 1902 году (Васильев, Длужневская, Малевинская, 2004). Итогом командировки стала книга, принесшая автору европейскую известность: «Православная церковная архитектура ХII–ХVIII столетий в нынешнем Сербском королевстве» (Покрышкин, 1906). В 1906 году, в год выхода из печати, книга П.П. Покрышкина, посвященная архитектурным памятникам Сербии, наряду с «Отчетом о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903–1904 гг.», была выдвинута для награждения медалью Императорского Русского Археологического общества. Общество высоко оценило значение этих работ «как выдающихся трудов по обмеру, исследованию, описанию и истории памятников»: было решено представить их «годовому собранию для награждения золотой медалью» (Медникова, 1995. С. 306) «… обмеры Покрышкина заслуженно характеризовались специалистами как лучшие в Европе; его научная четкость, техническая находчивость, требовательность к научной обоснованности реставраций получили общее признание» (Беляев, 1998. С. 461). В 1907 году П. П. Покрышкину была присуждена не золотая, но Большая серебряная медаль. На окончательное решение, вероятно, повлияли споры по проблемам реставрации Спасо-Нередицкой церкви, вызванные разными взглядами членов Общества на методы реставрации памятников архитектуры (Медникова, 1995. С. 306).

Из 268 фотографий, хранящихся в фотоотделе и сделанных во время командировки П. П. Покрышкина в Сербию в 1902 году, в книгу 1906 года вошли не все. Как написал сам автор во введении: «В 1902 году я имел возможность провести в Сербском Королевстве два с половиной летних месяца. Результатом моего путешествия были: около 200 фотографий и обмеры 4 церквей. … теперь же спешу сообщить краткое описание, сопровождая его необходимыми чертежами и вышеупомянутыми фотографиями, из которых выбираю 106 наиболее интересных» (Покрышкин, 1906. С. 2). Фотосъемкой во время путешествия П.П. Покрышкин занимался самостоятельно. Им запечатлены внешние и внутренние виды православных храмов Сербии, крепостные стены. На фотографиях видны остатки старинных фресок, детали кладки стен, резные каменные узоры порталов, наличники окон, церковная утварь из ризниц. Снимки из поездки послужили рабочим материалом, которым пользовался Петр Петрович при подготовке к изданию книги «Православная церковная архитектура ХII–ХVIII столетий в нынешнем Сербском королевстве». Фотоотпечатки снабжены аннотациями, часто «многослойными»: надписи сделаны и карандашом, и чернилами, иногда отпечатаны на машинке. В подписях проставлены ударения в географических названиях, имеются пометки типа «къ стр. 29» или «табл. ХLVIII». На многих паспарту с обратной стороны стоит оттиск именного штампа «П. П. Покрышкина».

О.671-84 Бреково. Колоколенка перед церковью Святого Николая XIII века

О.671-84.png

Эта церковь расположена « в трудно доступной, скалистой, но зато необыкновенно красивой местности, в южной Сербии» (Покрышкин, 1906. С. 50).

О.671-61. Арилье

О.671-61.png

«В Сербии нет громадных церквей. Ее «великие церкви», сравнительно совсем не велики. Малые размеры сербских церквей обусловливались тем, что всякий государь спешил при жизни закончить свою «задужбину», т.е. храм, в котором бы вечно молились за упокой его души. Главные художественные достоинства их – изящество, стройность и живописное расположение среди окружающей местности» (Покрышкин, 1906. С. 7)

Интересно, что Петр Петрович фотографировал не только архитектурные памятники, являющиеся главной целью обследования, но и различные бытовые сюжеты и местных жителей ‑ служителей церкви, монахов,  детей, крестьян, семью учителя; пасеку на старой монастырской стене, котят, копошащихся у миски с молоком.

О.676-66 Вольавча. Котята у миски с молоком

О.676-66.png

О.676-19. Крестьяне из окрестностей Манасии

О.676-19.png

О.676-2. Манасия

О.676-2.png

Манасийский монастырь «на живописном месте при р. Ресаве». (Покрышкин, 1906. С. 69)

О.671-95. Благовещение (Каблар), остатки иконостаса

О.671-95.png

В Благовещенской Кабларской церкви вместо старого, поврежденного червоточиной, поместили иконостас из «Троицы (под Овчаром), который в настоящий момент гибнет от сползания почвы. Считаю долгом отметить, что эти жалкие остатки древнего иконостаса высокохудожественной работы рискуют исчезнуть, если какой-либо из музеев не сжалится и не приютит его у себя. Стенопись и иконостас этой церкви – суть произведения истинных художников XVII столетия» (Покрышкин, 1906. С. 49)

О.671-98. Слуги монастыря "Благовещение" под Кабларом

O.671-98.png

О.676-72. Студеница. Семья учителя

О.676-72.png

О.676-26. Любостынья, пасека

О.676-26.png

Среди фотоматериалов научной поездки в Сербию сохранилась интересная серия почтовых открыток (фотоальбом из фонда ИАК: O.580/70-74, 76). На них изображены виды архитектурных памятников Сербии. Четыре открытки являются короткими посланиями Петра Петровича матери, Анне Дмитриевне. Они характеризуют его не только как исследователя-архитектора, но, в первую очередь, как глубоко любящего сына. При колоссальной нагрузке в течение двух с половиной месяцев работы в Сербии (надо было добраться до архитектурного памятника, сфотографировать его, скрупулезно обмерить, описать), Покрышкин всегда находил время, чтобы написать маме несколько теплых слов. За простыми словами, обращенными к матери, скрывается сильная привязанность к семье. Родом П. П. Покрышкин был из Иркутска, вероятно, мать продолжала жить там и после его переезда в Санкт-Петербург. Конверты, в которых пересылались открытки, не сохранились, а в текстах даты отсутствуют, поэтому их датировка требует дополнительных исследований, а пока приходится располагать их в произвольном порядке без соблюдения хронологии. Некоторые открытки обрезаны, вероятно, для более удобного помещения в альбом, в котором они хранились.

1. O.580-72. Михайлова улица города Крагуевца

О.580- 72.pngО.580- 72 об.png

На лицевой стороне открытки рукой Покрышкина написано: «Это вид из моего окна». Далее текст, переходящий на оборотную сторону: «Милая моя, дорогая мама! Ты правду говоришь, что я в Сербии. Сейчас я в Крагуевце, который уподобляется Москве, как Белград — Петербургу в том отношении, что Крагуевац — 1-я столица Сербии (после освобождения от турецкого владычества), а Белград — 2-я. Я, слава Богу здоров, имею много интересной работы и Господь мне помогает. Целую тебя и обнимаю крепко, горячо. Поцелуй и Сереженьку и Наташу [1]. Твой сынка Петя».

    O.580-70. Королевский дворец в Таково

    О.580-70.png

    О.580-70 об.png

    Это единственная открытка, написанная карандашом, остальные — черными чернилами. «Милая моя, дорогая мама! Я теперь в городке, именуемом Арилье. Это на Западе Сербии, недалеко от Турецкой границы. Здесь интересная церковь 13-го века; вероятно останусь здесь на неделю. Целую тебя и обнимаю крепко, горячо. Твой сынка Петя». На страницах его книги «Православная церковная архитектура Сербского Королевства...» находим упоминание о Великой Арильской церкви: «Третья по старшинству, из известных мне, церковь расположена с краю местечка Арилье, в углу между сливающимися реками Моравой и Рзавой, на красивом возвышенном холме, среди роскошной долины, обрамленной горами. Здесь мне посчастливилось пробыть ровно неделю. ... Снаружи он [храм] чрезвычайно живописен, когда смотришь на него с востока». (Покрышкин, 1906. С. 32)

    О.580-73. Монастырь Любостынья

        О.580- 73.pngО.580-73 об.png

         

         

         

         

        «Милая моя, дорогая мамочка! Здесь изображен один из красивейших монастырей Сербии, которые я видел. Я накануне возвращения в Россию. Поздравляю вас с новорожденным Митенькой. Целую тебя и обнимаю крепко, горячо. Твой сынка Петя». С письмом перекликаются слова книги: «После геройской смерти царя Лазаря на Косове, вдова его, царица Милица, воздвигла себе задужбину — Любостыньский монастырь — одну из красивейших сербских церквей. … Храм построен из песчаника, хорошо сохранился снаружи» (Покрышкин, 1906. С. 68-69).

          O.580-71. Крагуевац. Гимназия Милоша Великого

            О.580-71.pngО.580-71 об.png

               

               

               

               

              Письмо начинается на лицевой стороне открытки на полях фотографии и, судя по содержанию, отправлено уже из Петербурга: «Милая моя дорогая мама! Посылаю тебе сербскую карточку. Это гимназия в г. Крагуевце. Я теперь очень занят изготовлением отчета по моей поездке по Сербии. Матерьяла (орфография автора) много, а времени мало, так как уроки и лекции сильно отрывают от этого дела. Целую тебя. Твой сынка Петя».

              O.580-76.Триумфальные ворота принца Евгения в Белградe

              O.580-76.pngO.580-76об.png

               

               

               

               

              Одна открытка, с изображением Триумфальных ворот принца Евгения в Белградe, осталась не надписанной, на ее обороте фиолетовый оттиск штампа «П.П. Покрышкина».

              Открытки, имеющие непосредственное отношение к П.П. Покрышкину, можно встретить и в других альбомах из фонда ИАК. Вероятно, Петр Петрович собирал открытки по истории архитектуры, а его родные ему в этом помогали. На обороте некоторых  открыток стоит чернильный штамп «П. П. Покрышкина», другие адресованы его родным или ему самому на Матвеевскую улицу Петроградской стороны в Петербурге (домашний адрес Петра Петровича). К сожалению, в фонде ИАК они в большинстве случаев учтены только как изображения архитектурных памятников и распределены в альбомы с фотоснимками по архитектуре по географическому признаку. Задача будущих исследований ‑ выявить и изучить все данные из переписки Петра Петровича Покрышкина, сохранившейся на открытках в фотофонде НА ИИМК РАН, что, возможно, откроет нам новые сведения о личности и биографии архитектора.

              Литература:

              1. Беляев Л.А. 1998. Христианские древности. Москва: Институт «Открытое общество».

              2. Васильев Д.Д., Длужневская Г.В., Малевинская М.Е. 2004. Православные святыни Балкан. Санкт-Петербург: Издательство Невский мир – Лики России.

              3. Длужневская Г.В., 2013. Научный архив ИИМК РАН: история архива и хранители «вечности» // Академическая археология на берегах Невы (от РАИИМК до ИИМК РАН): 292-317. Санкт-Петербург: Издательство Дмитрий Булавин.

              4. Медведева М.В. 2004. Петр Петрович Покрышкин и проблемы охраны памятников (по материалам архивов ИИМК РАН) // Археологические Вести 11: 379-386. Санкт-Петербург: Издательство Дмитрий Булавин.

              5. Медникова Е.Ю. 1995. Деятельность академика архитектуры П.П. Покрышкина в Императорской Археологической Комиссии (по материалам рукописного архива ИИМК РАН // Археологические Вести 4: 303-311. Санкт-Петербург: Издательство Дмитрий Булавин.).

              6. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А. Реставрация памятников архитектуры. М., 1988.

              7. Покрышкин П.П. 1906. Православная церковная архитектура XII-XVIII столетий в нынешнем Сербском Королевстве. Санкт-Петербург.

              Архивные материалы:

              РО НА ИИМК РАН – Ф.1 1902 № 271.

               

              [1] Из архивных материалов известно, что у Покрышкина был брат Сергей, на 5 лет старше его, и младшая сестра Наталья, младше на 5 лет (РО НА ИИМК РАН. Ф.1 1902 № 271. С. 6).

              « Март 2024 »
              Март
              ПнВтСрЧтПтСбВс
              123
              45678910
              11121314151617
              18192021222324
              25262728293031
              Конференции