Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Разделы
Вы здесь: Главная Структура Отдел палеолита Научные проекты Отдела археологии палеолита Первоначальное заселение юга Восточно-Европейской равнины ископаемыми древнейшими людьми

На данный отрезок времени планируется продолжить археологические исследования на открытой в 2010 году и изучаемой в 2011, 2012 и 2013 годах новой многослойной стоянке раннего палеолита Байраки, расположенной на территории Приднестровской Молдавской республики, на окраине города Дубоссары. В 2012 году, по-соседству, удалось открыть и второй объект того же времени - Крецешты - с многочисленными каменными орудиями, включая галечные. Исследования на столь высоких и древних террасах ведутся впервые. Археологические комплексы, связанные с раннеплейстоценовыми ископаемыми почвами и древними аллювиальными отложениями высокой VII надпойменной террасы реки Днестра, являются сегодня древнейшими на территории Русской равнины. Так археологические материалы, происходящие из ископаемых почв датируются в пределах 500-700 тыс. лет назад, а самые ранние — из ниже лежащего аллювия - имеют еще более ранний возраст — около 1 млн. лет назад.

Исследования проводятся согласно договору о научном сотрудничестве с Приднестровским государственным университетом (г. Тирасполь), заключенным с ИИМК РАН в 2010 году. Одновременно ведутся совместные комплексные изыскания с учеными из институтов геологии и географии РАН (Москва), включая геологов, литологов, геоморфологов, почвоведов, палеонтологов, палинологов, геофизиков - специалистов по палеомагнитному методу датирования и палеогеографов. Сумма данных, полученных в процессе раскопок и междисциплинарных исследований, позволила установить и обосновать геохронологию памятника: так самые нижние слои с каменными изделиями олдованского типа, включая галечные, связаны с литологическими слоями, которые, как установили геофизики, образовались в эпоху Матуяма, в пределах инверсии Харамильо, т.е. – 0,9-1,1 млн. лет тому назад.

Большой интерес представила выкладка из крупных камней на площади около 1 кв.м, обнаруженная в 2013 году, в новом слое 4, перекрывающим слой 5. Данный слой имеет возраст около 0,9 тыс. лет. Это искусственное сооружение уникально для столь раннего времени. Оно было расчищено, задокументировано, но не разобрано. Разборка  намечена на этот год.

Особенности отложений аллювиальных слоев, представляющих пляжную фацию, где сохраняется пыльца растений и обломки костей ископаемых животных, позволяют получить ценнейшие данные по палеогеографии начала раннего плейстоцена, времени формирования архаичных ископаемых людей. Согласно палинологическим данным архантропы жили здесь в условиях средиземноморского климата, близкого природным условиям Болгарии. В этом плане нельзя исключать сенсационных находок, включая антропологические.

Кроме собственно археологических раскопок особую значимость приобретают камеральные исследования массового материала, включая разработку приемлимой системы описания каменных орудий. В настоящее время господствуют системы, почти целиком построенные на африканских материалах. Наши материалы имеют свою специфику, связанную не только с иными природными условиями, но и с иными типами каменного сырья, влияние которого на древние каменные индустрии очевидно. В этом плане особое значение имеет прямая возможность сопоставления наших комплексов и наших разработок, с разработками коллег с территории Северного Кавказа и Тамани, где обнаружены синхронные и даже более ранние олдованские памятники. Без сомнения, наши исследования представят важнейшие данные к проблеме первоначального заселения древнейших людей территории Восточной Европы, позволят выявить степень адаптированности их к природным условиям нашей территории.

Руководитель проекта:

Анисюткин Н. К.