Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Вход
Разделы

Работа школы-семинара в 2013 г.

В 2013 году в работе школы приняли участие научные сотрудники, аспиранты и студенты из различных археологических институтов и университетов России, Украины и Белоруссии:

image.jpg

 

В 2013 году, наряду с основным курсом лекций, в ходе семинара был прослушан и обсуждён целый ряд докладов.

Основной темой школы-семинара 2013 года было обсуждение следов обработки и следов использования на орудиях из твёрдых органических материалов (кость, рог, бивень, зубы). Работы, связанные с расщеплением кремня, в 2013 году, хотя и были в основном ограничены нуждами экспериментов с твёрдыми органическими материалами, также были проведены в достаточно полном объёме.

Большая часть экспериментов производилась с использованием костяного сырья. Были использованы части четырех современных скелетов лошадей. С помощью металлических (стальных и бронзовых) и каменных (кремнёвых, обсидиановых и кварцевых) орудий из боковых стенок диафизов трубчатых костей оформлялись рабочие части орудий одинаковой (теслообразной) формы. Полученные орудия использовались в различных работах: копании грунта, обработки шкур животных, лощения кожи и керамики, долблении и рубки дерева и т.п. Отдельные эксперименты такого же рода производились с использованием бивнёвых (бивень мамонта) орудий. Основной целью этой серии экспериментов было получение эталонной коллекции изделий с аналогичными рабочими участками, но различными следами обработки и использования.

Следы обработки кости различными материалами и следы использования костяных орудий в различных по кинематике и качествам обрабатываемых материалов функциях стали предметом основных дискуссий школы-семинара. Все виды следов рассматривались, анализировались и обсуждались при различных уровнях увеличения: от макро 1 к 1 до 500-т кратного (с применением металлографического микроскопа). В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы важности и правомерности привлечения конкретных признаков износа для получения наиболее точных выводов о способах обработки и/или использования костяных изделий.

Несмотря на неизбежную в подобных случаях различную степень компетентности участников, аргументы, возникшие в результате коллективной дискуссии, позволили прийти к пониманию искусственности, неплодотворности и даже деструктивности разделения трасологических исследований в археологии на школы или направления, применяющие «низкие» (малые) или «высокие» (большие) увеличения. Оставив в стороне вопросы обеспеченности желаемыми оптическими приборами, безусловно, справедливо положение о том, что размер и форма самих диагностически значимых следов – вот что определяет и всегда будет определять способы их исследования.

На семинаре были обсуждены примеры не часто встречаемых следов естественного происхождения, имитирующих признаки искусственного износа или обработки. Большой интерес вызвали презентации артефактов со следами, интерпретация которых либо пока не ясна, либо слишком неоднозначна. Единственным путём разрешения подобных проблемных, «тупиковых» ситуаций, по общему мнению, были признаны необходимость накопления большего количества новых наблюдений и более тщательные исследования археологических контекстов артефактов подобного вида.

В предыдущем 2012 году все слушатели школы приняли участие в «слепом тесте» по определению следов неутилитарного износа и износа от залегания в культурном слое на кремнёвых изделиях. В среднем количество верных определений превысило 87%, при этом, два стажера-исследователя сумели дать правильные определения всем 100% экспериментальных орудий. Предполагалось произвести подобное испытание и в ходе работы школы-семинара 2013 года (на этот раз – по проверке правильности определения следов на костяных изделиях). Однако, ввиду недостатка времени, сделать это не удалось. По всей видимости, следовало несколько сократить и упростить программу экспериментов.

Благодаря возможности одновременного совместного (для многих исследователей) наблюдения видимых под микроскопом следов, в ходе работы школы, неоднократно проводились «стихийные» коллективные «слепые тесты». То есть, попросту говоря, слушатели поочерёдно выдвигали свои предположения по поводу следов, демонстрируемых на экране в данный момент. Не имея достаточного количества микроскопов и иных оптических приборов, мы полагаем, что данный способ проведения «слепого теста» может быть использован в будущем в качестве основного. В ходе такой проверки, участники анализа могут коллективно рассматривать и обсуждать предложенные к определению следы, выбирая необходимые для них типы освещения и степень увеличения. При этом, результаты анализа должны фиксироваться каждым индивидуально. Такой способ проведения слепого теста, безусловно, обеспечит значительную экономию рабочего времени, а главное, поможет начинающим исследователям быстрее определяться в своём выборе наиболее диагностически значимых признаков при анализе как археологических, так и экспериментальных материалов.

Кремнёвое сырьё для работ школы-семинара 2012 и 2013 годов было собрано на Севере Донецкой области старшим научным сотрудником Донецкого областного краеведческого музея Ю. Г. Ковалем и работниками «Затерянного Мира» на территории Ростовской области. Кремень каменноугольного возраста был собран в Зарайском районе Московской области и доставлен в «Затерянный Мир» А.М. Родионовым. Работы, связанные с расщеплением камня, состояли в проведении ряда специальных занятий посвященных ознакомлению с основными инструментами и способами первичного отбора сырья, объяснению технологических требований, знание которых необходимо для производства различных видов изделий, демонстраций этих процессов и обучении участников семинара основным приёмам работы, позволяющим в дальнейшем самостоятельно продолжить совершенствование собственных навыков. Большая часть теоретических, практических и демонстрационных занятий была проведена аспирантом Воронежского государственного педагогического университета А.М. Родионовым. Были проведены показательные занятия по моделированию практически всего спектра технологий расщепления камня: производство бифасов, производство отщепов определённых форм, производство пластин с помощью ударных техник скола (прямым ударом и с помощью посредника), производство тонких бифасов и завершающее их ретуширование отжимом, ручной отжим пластинок и усиленный отжим крупных пластин с помощью рычажного устройства.

Фото 07_resize.jpgВсе участники школ-семинаров имели возможность выполнения личных экспериментальных программ. По нашему глубокому убеждению, основанному на многолетнем опыте работы с молодыми исследователями, помощь участникам школ-семинаров в выполнении их персональных проектов, связанных с поисками наиболее достоверных путей интерпретации следов обработки, использования и/или неутилитарного износа, является одним из наиболее эффективных инструментов процесса обучения трасологической методике. Таким образом, были проведены серии экспериментов по моделированию следов от закрепления каменных орудий в рукоятях, чистке рыбы костяными и каменными орудиями, изготовлению костяных гарпунов, использованию костяных орудий в процессах керамического производства и т.д. В 2012 году в порядке персональной программы, был проведён целый ряд экспериментов по моделированию износа кремнёвых изделий от нахождения в культурном слое.

Отдельное внимание было уделено исследованию следов износа на орудиях из кварца и кварцита, в том числе на орудиях, связанных с выполнением петроглифов. В 2013 году В.Б. Панковский и О.Н. Загородняя провели экспериментальное моделирование достаточно сложных процессов связанных с обработкой овчин: мездрение стамеской из бычьего ребра; разбивка овчины на зазубренном эпифизе лопаточной кости; стрижка шерсти бронзовыми и кремнёвыми ножами с помощью подставок из ребер. Результаты работ были представлены на обсуждение в виде докладов.

« Октябрь 2020 »
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Конференции

Санкт-Петербургский международный культурный форум

 null