Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

Персональные инструменты
Вход
Разделы
Вы здесь: Главная Структура Экспериментально-трасологическая лаборатория Научные проекты экспериментально-трасологической лаборатории Международные экспериментально-трасологические школы-семинары ИИМК РАН

Международные экспериментально-трасологические школы-семинары ИИМК РАН

Экспериментально-трасологические исследования в археологии немыслимы без постановки физических модельных экспериментов, с различными степенями детализации воспроизводящих исследуемые древние процессы или явления, следы которых были обнаружены в археологических источниках. Большая часть таких экспериментов требует их проведения в полевых условиях, поэтому, обычно этому виду археологической деятельности посвящаются специальные экспериментально - трасологические экспедиции, традиции проведения которых в нашей стране были заложены основателем экспериментально-трасологической методики проф., д.и.н.  С.А. Семёновым в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого столетия (экспедиции в Ленинградской области, в Литве, на Кавказе). Одним из основных условий успешного проведения таких экспедиций является близость источников сырья (чаще всего – каменного). Выполнив экспериментальные программы в поле, вернувшись из экспедиции, трасологи анализировали полученные результаты в лабораторных условиях.

По мере формирования Семёновской экспериментально-трасологической школы, расширения спектра задач исследований и пополнения рядов трасологов новыми кадрами, появилась необходимость совмещения полевой и лабораторной фазы работ в одном месте, что было реализовано в экспериментально-трасологических экспедициях проф., д.и.н. Г.Ф. Коробковой, проводившихся летом в помещениях школы х. Станюнай (Литва, Швенчёнский район) и на базе различных пионерских лагерей в Молдавии. Выбор места проведения работ диктовался в основном необходимостью размещения микроскопов в чистых сухих и электрифицированных помещениях. Сырьё в виде кремня, обсидиана, медной руды, рогов, костей и шкур животных доставлялось в места проведения работ силами специальных экспедиций из порою весьма отдалённых районов – Туркмении, Казахстана, Кавказа, Урала и Донбасса.

Организация первых полевых школ, специально посвященных обучению экспериментально-трасологическим методам исследований, начатая проф., д.и.н. Г.Ф. Коробковой в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, потребовала вывоза в поле и размещения в нормальных эксплуатационных условиях значительного количества оптических приборов, достаточного для обеспечения нормальной работы группы слушателей, число которых, чаще всего, превышало 10-15 человек. Таким образом, вопрос выбора оптимальных места и времени проведения школы весьма обострился. Основной проблемой, как и прежде, являлось решение вопроса обеспечения сырьём и условий безопасного размещения и использования значительного числа оптических приборов.

Более чем 30-летний опыт позволяет нам сейчас более отчётливо очертить круг основных требований к организации экспериментально-трасологических школ-семинаров, проводимых на основе использования современных технологий наблюдения, обработки и демонстрации макро и микро изображений, позволяющих, как мы полагаем, вывести методику преподавания на новый уровень, и снять целый ряд проблем, с трудом решавшихся ранее.

Важнейшим условием для экспериментально-трасологических исследований и лекционной деятельности является наличие чистых закрытых помещений для размещения точных оптических приборов и лекционных залов. В конце сентября 2013 года закончились занятия Международной экспериментально-трасологической школы-семинара ИИМК РАН, которые уже второй год проводятся на базе Этно-Археологического комплекса “Затерянный Мир”. Школы-семинары обоих сезонов были организованы Институтом истории материальной культуры РАН при поддержке Донского археологического общества, они проводилась на средства выделенные Президиумом РАН, дирекцией ИИМК РАН.

Сочетание в одном месте полевой (экспериментальной) и лабораторной (аналитической) фаз работы, безусловно, существенно повышает эффективность и потенциал школы. Важными показателями в работе школы являются расширяющаяся география ее участников и растущий тематический спектр научных программ.

В ходе работы школ-семинаров широко использовались современные средства наблюдения и анализа микро и макро следов. Без тени преувеличения можно констатировать что возможность одновременного совместного (для многих исследователей) наблюдения и обсуждения видимых под микроскопом изображений является одним из решающих факторов проведения трасологических дискуссий. Вместо изложения впечатлений о «заочно виденном» в микроскоп каждым участником, дискуссия строится на обсуждении абсолютно эксплицитно всем в данный момент демонстрируемого.

Возможность такого способа демонстрации обеспечивалась благодаря комплексу современного оборудования, состоящего в сочетании:

– оптических приборов, позволяющих вести микро и макро наблюдение;

– цифровых фотокамер, имеющих возможность работы в режиме LiveView (Live view, live preview) – предпросмотра в реальном времени;

– мультимедиа проектора, позволяющего проецировать увеличенное изображение, видимое в окуляре оптического прибора, на большой настенный экран.

Вместо последовательного осмотра несколькими специалистами конкретного объекта через окуляры одного микроскопа, и неизбежной в таких случаях подстройки фокуса и базы глаз (индивидуальных для каждого), достигается возможность непосредственного коллективного наблюдения увеличенного изображения исследуемого предмета многими людьми одновременно. Преимущества данного способа наблюдения и обсуждения следов не требуют особых пояснений – таким образом достигается не только значительная экономия времени, но и весьма существенно упрощается восприятие изображения следов. Кроме того, меняется сам ход дискуссии, она приобретает принципиально новое качество – эксплицитность, поскольку на большом экране гораздо легче указать, какие именно признаки объекта имеет в виду тот или иной участник обсуждения в данный момент. Таким образом, обсуждение рассматриваемых коллективно следов становиться более предметным, более интересным и одновременно более профессиональным.

Трёхлетний опыт использования данного способа демонстрации трасологических объектов для коллективного обсуждения показал свою высокую эффективность. Помимо работ в «Затерянном Мире», он с успехом был применён нами в ходе проведения Международной экспериментально-трасологической школы в университете г. Тренто (Италия) в 2012 году.

Участники школы-семинара были также ознакомлены с особенностями применения специальных компьютерных программ, предназначенных для обработки цифровых изображений, в ходе экспериментально-трасологических исследований. Отдельные занятия были посвящены программам Helicon Focus, EOS Utility и Altami Studio.

Программа Helicon Focus  – (продукт компании Helicon Soft Ltd.), позволяет получать микро- и макро изображения с практически не ограниченной по глубине резкостью. Сфокусированное (резкое) изображение создается из нескольких (или многих) частично сфокусированных. Программа специально разработана для обработки фотографий, сделанных при помощи микроскопа, и для макрофотографии. Кроме того, при помощи Helicon Focus можно создавать трехмерные модели участков микро и/или макро рельефа объектов.

Altami Studio (разработка фирмы «Альтами») – программное обеспечение, специально разработанное для работы с микроскопами. Оно предназначено для управления цифровыми камерами, осуществления микроизмерений и автоматического анализа изображений. Оно позволяет, не прерывая работы, решать задачи по наблюдению, масштабированию, измерению и фиксации любых типов макро- и микроследов. В качестве подарка от фирмы-производителя, все участники школы-семинара получили личные бесплатные лицензии на пользование данным программным продуктом.

Программное обеспечение EOS Utility – это стандартный набор программ для получения и обработки цифровых изображений, наиболее удобный инструмент для работы в режиме предпросмотра в реальном времени (LiveView) с камерами фирмы Canon.

В ходе работы школ-семинаров использовалось следующее оборудование:

– фото камеры Canon 5D, 40D и 1000D с объективами Canon EF-S 60 mm Macro и Canon MP-E65 mm Macro;

– установка для мультифокусной съемки нашей собственной конструкции, представляющая собой закрепленную на штативе с микрометрическим фокусировочным механизмом, фото камеру (в режиме «live view shooting»), в сочетании с объективом Canon MP-E65 mm Macro. Данная установка позволяет получать высококачественные снимки при увеличениях, сопоставимых с максимальными у бинокулярных микроскопов. Фокусировка изображения производится вручную при наблюдении через экран компьютера в режиме реального времени.

При использовании объектива Canon EF-S 60 mm Macro с ультазвуковым двигателем (USM — Ultra Sonic Motor) все функции фотокамеры, включая наиболее важную в данном случае – наведение на резкость, можно контролировать через компьютер;

– микроскопы МБС-9, использовались для предварительного осмотра изучаемых образцов;

– лабораторные светодиодные, стекловолоконные с галогенным источником света и люминесцентные осветители.

– металлографический микроскоп фирмы Olympus с системой прямого, проходящего через объектив освещения и возможностью наблюдения при увеличениях Х25, Х50, Х100, Х200 и Х500.

– мультимедиа проектор фирмы BenQ SP920.

Участники школы ознакомились на практике, а также обсудили недостатки и преимущества различных способов выделения (акцентирования) рельефа следов на поверхности артефактов: подкраска экспериментальных костяных орудий марганцовкой и напыление оксида магния. Особое внимание было уделено вопросам чистки исследуемых археологических и экспериментальных образцов.

Отдельные занятия были посвящены различным методикам копирования макро и микро следов с применением различных слепочных масс (силиконы С и А типов) и ацетатной плёнки.

Руководитель проекта:

Гиря Евгений Юрьевич

 

Работа школы-семинара в 2012 г.

Работа школы-семинара в 2013 г.

относится к:
« Декабрь 2017 »
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031